Сталин перед войной предложил проделать железнодорожные тоннели под Днепром: один - севернее Киева, другой - южнее. Но мы не успели сделать переходы до войны, а после войны в них отпала надобность, и работы были прекращены. Остатки же тоннеля сейчас служат памятником прошлому.
Хрущев Н.С., Воспоминания. Книга 1
Все, что здесь лежит, представляет собой обобщение наблюдений,
полученных в результате прогулкок с целью интересного проведения
времени на свежем воздухе, а также изучения доступных многочисленных,
но однообразных публикаций, слухов и "городских легенд".
В формате веб-страницы существует только ради удобства
некогда бурного и довольно продолжительного обсуждения этой темы
большой компанией друзей-энтузиастов и в большой степени
представляет собой результат этого обсуждения.
Уже очень давно каждый желающий облазил почти все, что доступно. Делать там больше нечего.
Продолжать копать имеет смысл только в архивах, а это уже не на свежем воздухе.
"Стройка НКПС №1", "Южная труба", "Сталинское метро", "Объект Титул" и др. - это фольклорные названия, получившие распространение среди туристов и краеведов-любителей. С названиями, обозначениями, шифрами, которые использовались в официальных документах строительства, если таковые когда-либо существовали, они могут совпадать лишь случайно.
Отдельно о значении слова "титул", которое упоминается в фольклоре чаще других:
ТИТУЛ (на ж.д.), наименование объектов жел.-дор. строительства, проектирования и изысканий (напр. "Москва-Донбасс", "Уфа-Магнитная") или крупных подразделений строительных смет. (Краткий технический железнодорожный словарь, - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, - 1941. с.858)
Disclaimer XXI:
(печально, но в 21 веке это почему-то еще нужно объяснять)
Тема называется "сталинское метро" потому что а) так уж у нас принято обозначать принадлежность к какому-либо историческому периоду по имени соответствующего правителя и б) Хрущев в мемуарах приписывает эту идею конкретно Сталину. И совершенно не означает преклонения перед этим историческим персонажем, оправдания или поддержки каких-либо его деяний. Сталин – бандит и убийца. Без компромиссов.
Вся открыто опубликованная в интернете информация своим происхождением восходят всего к трем независимым источникам:
Георгий Ясев, полковник, председатель историко-патриотического клуба "Поиск",
Самуил Аронович Ямпольський, майор в отставке,
и примкнувшие к ним товарищи вроде пары ветеранов-строителей,
А также Брошюрка, изданная клубом "Поиск" - как компиляция мемуаров и лирики на тему строительства тоннелей и обороны Киева.
Оригинал: "Днiпровська Дiлянка Поясу бойовоi слави: Жукiв острiв" - К. Пошуково-видавниче агентство "Книга Пам'ятi Украiни", 2004 ISBN 5-88500-141-3
Вариация на тему: "Днiпровська дiлянка поясу бойової слави: Жукiв острiв" - Самиздат. (файл MS Word)
Источники подвержены типичной профессиональной болезни краеведов - пренебрежением к деталям и склонности к несодержательному многословию.
Все публикации без исключения так или иначе ссылаются на эту группу источников или цитируют ее не ссылаясь.
UPDATE: В районе 2007 года появился первый(?) текст со ссылкой на нетехнические документы. Уже что-то.
Включает результаты как вылазок в поле, так и медитации над картами и спутниковыми снимками местности.
Наиболее интересны с точки зрения полезного проведения времени на природе. Здесь именно об этом!
Американская военная топографическая карта. Единственный широкодоступный документальный источник.
Полноразмерный вариант - обновлено 2011-01-28
UPDATE: Уже не единственный. Хотя копии других пока не опубликованы.
Богатая вещь! На ней впервые ясно видны два новых объекта и окончательно становится ясно, что прежняя нумерация объектов - вымышлена чуть менее, чем полностью.
Ссылка: www.wwii-photos-maps.com
Номера объектов на схеме даны в привязке к номерам "титулов", как это принято в киевской
криптокраеведческой традиции (см. брошюрка)
UPD2010: Как и предполагалось, все эти номера - лирика и фантазия.
Terrain feature, просеки в лесах и дороги, проходящие по линии строительства ЖД (см. Карту 1953 года).
Пролегают от Осокорков почти до Дарницы.
То же самое, что просеки в Бортничах, только находятся в лесах восточнее Дарницкого ЖД узла. Упомянуты отдельно только потому, что в брошюре пронумерованы отдельными титулами.
Остаток туннеля. Находится в дачном поселке Осокорков. Сохранилось 75м самого туннеля и 110м канавы (всего - 185м). Легко доступен в сухое время года.
Левобережный участок всей системы подтверждается картой 53 года как "строительство железной дороги".
Картинки можно посмотреть например здесь
Оголовок шахты туннеля. Находится в дачном поселке Осокорков. Говорят, забетонирован. Используется дачниками в хозцелях.
Картинки можно посмотреть например здесь
Находится на промышленной территории. Сохранились здания компрессорных и трансформаторных станций. Где-то там должна была быть сама шахта.
В силу сложнодоступности этих мест - самые малонаблюдаемые объекты. Координаты примерны, состав артефактов не уточнен, фотографий мало.
Самые полные наблюдения и фотографии есть у этих ребят
UPD2010: См. наложение снимков.
Находится на чьей-то территории чуть севернее клуба Юнга. Сохранился железобетонный оголовок, забросанный мусором и здания, принадлежность которых к системе под вопросом.
Самые полные наблюдения и фотографии есть у этих ребят
UPD2010: См. наложение снимков.
Самая длинная и одна из пары самых известных доступных видимых конструкций.
Железобетонный туннель со снижением в сторону Днепра. Западный конец возвышается над землей почти полностью, восточный - внешней поверхностью всего на десяток сантиметров над уровнем озера (выходит под воду). Имеет промежуточный боковой выход в середине.
Протяженность 600 метров.
В любое время года затоплен. Зимой по льду можно пройти от западного до промежуточного насквозь.
Известны описания попыток погружений и прохождения всего туннеля насквозь под водой:
http://digger-org.livejournal.com/27094.html
В окрестностях "Южной трубы" находятся: так называемые "Насыпи энергопоездов" и топливные резервуары
UPD2010:
Источник: http://www.wwii-photos-maps.com/
Больше terrain feature, чем артефакт. Хотя местами сохранились фрагменты покрытия.
резервуар выглядит как холм с дыркой-люком на вершине.
И прочие бетонные обломки в следовых количествах.
Фото резервуара от Audi-клуба - здесь
Железобетонное сооружение с гранитными порталами. Сверху она заросла мхом, поэтому на снимке ее можно увидеть только если знать куда смотреть.
Находится в районе села Пирогово, с южной (внешней) стороны Окружной дороги. (Не путать с Музеем Пирогово, который находится внутри Окружной дороги). Свободно доступно.
Краеведами-теоретиками причислялась к фрагменту ЖД туннеля, что сбило с толку множество народу, особенно гуманитариев. Очевидно, что это никакой не ЖД туннель, а наоборот, водопропускное сооружение в несостоявшейся насыпи.
Вывод о принадлежности сооружения к системе в большой степени гипотетический и делается в основном по принципу "а что это еще может быть?".
UPD2010: Строительство дороги между "Южной трубой" и "Пироговским водопропускником". Сейчас на этом месте проходит окружная дорога.
Источник: http://www.wwii-photos-maps.com/
Terrain feature, вероятнее всего - продолжение дороги, которая должна была идти через "Пироговский водопропускник".
Если знать куда смотреть, заметно даже с Окружной. Ось просеки идет от водопропускника до Хотова. Сама просека, сначала в виде выемка в грунте, потом насыпи, прослеживается от территории предприятия по утилизации радиоактивных отходов "Радон" до леса на окраине Хотова.
Вторая из пары самых известных доступных видимых конструкций и самая впечатляющая размерами.
Пока еще свободно доступна (земля в Киеве дерибанится с огромной скоростью).
Оставленный кессон. Если разгрести мусор, можно пролезть в нижнюю камеру и ничего интересного там не увидеть.
Упоминается в поп-культуре - снимался в рекламе пива Tuborg ;)
Также рискну предположить, что первое упоминание ее в интернетах - вот эта фотография Владимира Герасимова
См. также наложение снимков.
Построена в 1936 году. Примечательное здание в индустриальном стиле 30-х.
Легенда о принадлежности к системе исходит из брошюрки и ничем не подтверждена. Вероятно - художественный свист для антуражу.
Уже давно не вырабатывает электроэнергию, сейчас называется СТ-2.
В разные моменты принимавшаяся за опору для/от ЛЭП, остатки пристани, и с перепугу за оголовок шахты туннеля ;)
Что это такое на самом деле и зачем нужно, черт его знает.
Скорее всего к системе отношения не имеет.
Здесь есть фото и обсуждение.
Про германовскую ветку (на схеме обозначена светло-коричневым) будет отдельно. Очевидно она не имеет отношения к системе туннелей под Днепром.
В. Дзивалтовский, В. Павлик, А. Нелина, Е. Нелин "Туннели под Днепром: без грифа "Секретно""
(на сегодня - самая приличная публикация)
Одно из очередных обсуждений на сайте у диггеров (и вобще их форум)
Также замечен интерес на форуме автолюбителей Audi
"Днiпровська Дiлянка Поясу бойовоi слави: Жукiв острiв" - К. Пошуково-видавниче агентство "Книга Пам'ятi Украiни", 2004 ISBN 5-88500-141-3
"Днiпровська дiлянка поясу бойової слави: Жукiв острiв" - Самиздат. (файл MS Word)
http://1000years.uazone.net/roads.htm - здесь вобще много интересного
http://1000years.uazone.net/battles.htm - здесь тоже
http://www.railphotos.kiev.ua/Object1/index.html/ - здесь хорошие фотографии
http://www.golosievo.kiev.ua/news_chr.php?id=172
http://www.golosievo.kiev.ua/news_chr.php?id=252
http://hgll.livejournal.com/6943.html
http://kiev-unplugged.iatp.org.ua/Metro.htm
http://kiyany.com.ua/news/2005/6/8/115.htm
http://kiyany.com.ua/news.php?r=9&id=2543
http://kiyany.com.ua/news.php?r=9&id=2600
http://main.kiyany.com.ua/news/2005/7/21/1739.htm
http://www.kiyany.com.ua/news.php?r=17&id=2598
http://kurumpa.h14.ru/
http://9k1m.livejournal.com/38193.html
http://www.livejournal.com/community/interesniy_kiev/1731.html
http://www.livejournal.com/community/vault13/261188.html?#cutid1
http://www.podrobnosti.ua/projects/azhur/2003/05/09/59600.html
http://www.railroad.ru/zd/94-1-6.html
http://www.theserpentswall.com/
http://today.viaduk.net/todayol.nsf/кучацифр
http://vechirka.kiev.ua/article.php?id_article=645&cy=&cm=
http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/tonnel.htm
http://www.vokrugsveta.com.ua/S4/proshloe/tonnel.htm
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/256/23113/
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/311/28554/
"Таємниця пiд Днiпром" - "Хрещатик", #79(2678), 2 червня 2005, с. 13.
Бетонные хранилища построены в 1959-1960 годах по очень старым проектам.
<...>К тому же, данный объект был рассчитан на 25-30 лет. Ни консервации, ни дальнейшей эксплуатации проект не предусматривал. И хранилища, говоря языком документов, потеряли герметичность <как сверху, так и снизу>: <сверху> в них попадали осадки, а <снизу> - влага, содержащая всякую радиоактивную пакость (в том числе и тритий), которая просачивалась в почву и попадала в грунтовые воды.
<...>В протекающей тут речке обнаружено повышенное содержание трития. Вита - совсем маленькая речушка, почти ручеек. Но ведь впадает-то она в Днепр - вот о чем нельзя забывать.
<...>О каком же ареале загрязнения идет речь? Ведь совсем недалеко от злосчастного села и речки Виты находятся поселок Корчеватое, а также Жуков остров, куда в выходные приезжают многие сотни горожан. Да и Конча-Заспа, село Козин, берега реки Козинки - самые престижные места <крутого> дачестроения - тоже не за горами.
Вот такие дела.